top of page

КТО ЖИВЕТ В ВАШЕЙ ГОЛОВЕ?


Тысячелетиями, а возможно, с самого возникновения человеческого сознания, общепринято было считать, что человеческие существа лишь игрушки в руках различных богов и духов, чьи мотивы были загадочны для человека. Даже в традиционных культурах, основанных на монотеистической вере в Единого Бога (христианстве, иудаизме и исламе), вплоть до эпохи Просвещения, признавалось огромным влияние различного рода психических сущностей, как правило целиком относимых к демоническим. А, к примеру, в Тибетской традиционной медицине одной из основных причин нарушений психического здоровья рассматривается захваченность разного рода духами.


Ныне большинство людей уже не верят в это, но интересно, что психоаналитическая революция в начале XX века и открытие ее Бессознательного началось, по сути, с возвращения к этой древней фундаментальной точки зрения. Даже Фрейд, который изображал себя максимально рациональным и даже антирелигиозным ученым, заменив божественные силы такими понятиями, как Супер-эго или Ид, по сути просто перенес их в нас самих, но существуют ли боги или духи внутри или снаружи нас, не так уж и важно, с точки зрения того, существуют ли они вообще, а главное насколько они определяют нашу жизнь.


То, что предложили психоаналитики в целом, и в особенности, последователи Карла Юнга, это представление, что каждый человек является в целом скорее совокупностью, сообществом различного рода психических сущностей, а не чем-то единым и понятным для самого себя. Для психоаналитика вы похожи на комнату, полную призраков, и вы, тот который действует, думая, он то и есть этот самый человек, всего лишь один из призраков, среди всех прочих, населяющих психику. При этом этот призрак даже может думать, что это он тут главный и отвечает за все происходящее, хотя по правде говоря, вероятность этого близка к нулю)).


Если внимательно понаблюдать за своим поведением в течение всего пары недель, то вы с очевидностью заметите, что вы становитесь другим человеком, когда вы сердитесь, другим - когда вы боитесь, третьим - когда вы спорите с тем, кого любите, четвертым, когда вы смущены и так далее.

Этот факт, что мы лишь совокупность различных процессов и структур сквозь, которые мы смотрим на мир, а также структур, которые нас мотивируют, признается ныне и всеми когнитивными учеными и нейропсихологами. Но Юнг и аналитические психологи идут дальше. Нашу психику они рассматривают как место, населенное не просто различными когнитивными схемами того или иного рода или процессами, а сущностями или фрагментированными личностями, которые можно рассматривать как живые существа.


Это фрагментарные субличности, и у каждой из них есть свое собственное мировоззрение, рационализация, эмоциональная структура и цели. Как образно и точно высказался на этот счет пожалуй наиболее яркий и известный ныне популяризатор идей аналитической психологии Джордан Питерсон:

"Одно из самых страшных осознаний, к которому приводят людей психоаналитики, - это осознание того, что они не одиноки в своих головах. Вы можете спорить, находится ли пространство, в котором вы живете, в вашей голове, я вот так не думаю, но вряд ли можно спорить с утверждением, что вы не одиноки в своем существе, и также очень трудно спорить с утверждением, что вы не капитан своего корабля, или если даже и капитан, то у вас точно полно скелетов в трюме".


Эти живые создания или субличности, живущие в вашей психике, а точнее то, из чего она собственно вся в целом и состоит - это то, что аналитические психологи называют комплексами.


В общепринятом бытовом употреблении значение понятия "комплекс" стало означать дефект. В теоретическом же представлении аналитической психологии, комплекс изначально имел нейтральное значение: комплексы могут иметь как здоровый, так и патогенный характер (например, влюбленность обладает всеми характеристиками комплекса).


Как писал аналитический психолог Ханс Дикман, автор наиболее подробного исследования психологии комплексов, "Юнг прямо указывал, что комплексы формируют структуру бессознательной психики. Само сознание также имеет структуру комплекса, и даже Эго следует рассматривать как комплекс—с особыми задачами и характеристиками, конечно, которые отличают его от других комплексов. Благодаря этому мы можем рассматривать человеческую психику как систему, которая ведет себя во многих отношениях как экологическая система в природе. Комплексы образуют отдельные экотипы, которые находятся в более или менее отчетливом отношении друг к другу. Обычно, когда система способна хорошо функционировать, Эго-комплекс и Самость отвечают за связность и регуляцию системы". У самого Юнга мы читаем, что "под Эго я понимаю комплекс идей, который составляет центр моего поля сознания и, по-видимому, обладает высокой степенью непрерывности и идентичности. Поэтому я также говорю о Эго-комплексе".


Неудивительно, что комплексы оказываются в центре внимания и аналитической психотерапии. Но и не только в ней. Пожалуй наиболее популярным новым направлением психотерапии последних 20-ти лет является схема-терапия Джеффри Янга, относимая к третьему поколению когнитивно-поведенческой терапии, в центре которой также лежит именно работа с одной из важнейших групп комплексов, возникающих в связи с неудовлетворением базовых психологических потребностей в детстве. Такие комплексы в схема-терапии называются малоадаптивными схемами.


Продолжение про такие схемы и комплексы, а также работу с ними в психотерапии - следует).

105 просмотров0 комментариев

Commentaires


bottom of page