top of page

СИМВОЛ СЕРДЦА


"Останови поток своих слов

Открой окно своего сердца и

Пусть говорит душа"


Руми



Израненное, но сияющее сердце Христа, окруженное терновым венком, c прорастающими из разорванной аорты виноградными лозами, пшеницей и крестом, истекающее кровью в чашеобразную купель, передает преображение Христовой любви и жертвы в элементы Евхаристии. Так и глубочайшая боль, когда она полностью удерживается и переносится в сосуде сердца, может быть постепенно преобразована в искупительную.


Сердце - это живой символ. И без всяких объяснений мы можем сказать: "Я люблю тебя всем сердцем". При этом мы не вполне имеем в виду сердечную мышцу, расположенную в центре грудной клетки, этот шумный насос, отвечающий за циркуляцию крови, орган, отказ которого сегодня является основной причиной смерти. Мы не имеем в виду этот физический орган, потому что мы пытаемся выразить наши чувства привязанности, желания и восторга. И все же сказать: "Я люблю тебя" как-то недостаточно, и мы чувствуем себя обязанными позволить сердцу говорить за нас.


Мы также имеем в виду сердце как чувство, как одухотворенность, как сердце космоса. Сердцебиения соответствуют сокращающимся и расширяющимся движениям Вселенной, в то время как сердце в теле так же необходимо для жизни, как солнце для нашей Солнечной системы. Среди первых звуков, испытываемых в утробе матери, - внутренние ритмы материнского сердца, охватывающие и отражающие более быстрые удары эмбриона по мере его роста. Неоспоримая физическая центральность сердца для нашего существования имеет свое соответствие в неоспоримой реальности наших эмоций, изменчивых сердцебиений, измеряющих наши чувства привязанности, желания и восторга, а также выстукивающую нашу ярость, страх и уязвимость.


Его неоспоримая телесность лучше всего выражает реальность нашей любви; его центральное расположение придает существенный характер желанию; его биение предполагает постоянное наслаждение; даже уязвимость сердца - намекает на нашу собственную уязвимость как любящего. Мы можем даже почувствовать "любовную тоску" от того, что нас поразила "стрела Эроса" (называемая в Индии "цветочной стрелой Камы"), которая открыла иначе закрытое сердце, теперь неспособное сдерживать себя. Психологически это означает, что эго было поражено мощным позитивным аффектом, поднимающимся из глубин бессознательного; в то время как объект любви - это внешний повод. Но, опять же, символическая речь указывает на это таинственное событие лучше и точнее.


У многих ранних народов Мезоамерики сила сердца ценилась настолько высоко, что для того, чтобы укрепить энергию и жизненную силу людей, сердце ритуально приносили в жертву и скармливали, все еще пульсирующее, богу Солнца, ослабленному его ночным путешествием через подземный мир. Сердце, как и Солнце, является центральным источником жизни, средоточием силы, мужества и силы. Крошечная фигурка Олми, обнимающая сердце, которое было больше его туловища, с таким же успехом могла бы яростно хвататься за власть, как и петь радостную хвалебную оду свету Божьему, которое представляет это огромное сердце, внутреннему, невидимому солнцу, сияющему "как бы во тьме". Как утверждают алхимики, этот свет следует искать "не в нас самих", но в Боге внутри нас, который" соизволяет сделать нас своим жилищем", и которого мы испытываем в нашем сердце.


В Древнем Египте иероглифическое сердце в форме вазы было хранилищем памяти и истины, центром личности, понимания, воли и мысли, а также творческого воображения. Бог Птах задумал вселенную в своем сердце и выразил своим языком, чтобы воплотить все в реальность. Египетские врачи были первыми, кто осознал важность пульса, который они называли "голосом сердца", прежде чем умершие были допущены в подземный мир, их судили перед Осирисом: сердце взвешивали против пера Маат, богини истины и справедливости. Если оно была тяжелее или легче, то не гармонировала с Маат, и пожиралось существом помесью бегемота и крокодила. Если оно весил столько же, сколько перо, умершего объявляли "истинным голосом" и даровали вечную жизнь. Сердце было единственным внутренним органом, остававшимся внутри забальзамированного трупа, часто сопровождалось маленькими амулетами в форме сердца, сделанными из красного полудрагоценного камня, или сердечным скарабеем, вырезанным из зеленого, черного или серого камня и выгравированным магическими заклинаниями, которые препятствовали сердцу свидетельствовать против умершего человека на судилище Осириса. Версия этой божественной справедливости проявляется и в наших сердцах в каждый момент, действуя как наша руководящая совесть, наш "истинный голос" в повседневной жизни.


Исторически сердце как образ в греко-римской и иудео-христианской культурах выражало также более широкий спектр значений. Оно символизировало не только любовь, но и все эмоции человека, как положительные, так и отрицательные; там же рождались и мысли. Как замечает один ученый:" из-за своего конкретного характера еврейский язык едва ли может выразить идею "думать" иначе, как фразой "говорить в сердце". Сердце было также средоточием воли и, таким образом, источником нравственности или зла, точкой соприкосновения для божественных или дьявольских действий. В Библии человек может иметь нежное или жестокое сердце, которое может быть обрезано, очищено или осквернено. Приемные родители Мухаммеда были потрясены, обнаружив, что двое "людей в Белом" вскрывают грудь мальчика, чтобы смыть черный сгусток на его сердце и подготовить его к религиозной жизни. В настоящее время только понятие ясознане несет сегодня этот диапазон значений (его способность мыслить и чувствовать, воля, его потребность быть "отмытым" от пятна бессознательности); и традиционно сознание также часто "располагалось" в сердце.


Сердце разделяет с цветком Лотоса и Розой качества скрытого, тайного центра под внешней поверхностью вещей, тайной обители сознания, запертой, девственной и настолько неприкосновенной, что когда мы хотим "впустить кого-то", мы должны дать ему "ключ". Сердце настолько отождествляется с центром и уникальной сущностью человеческого существа, что идея хирургической пересадки сердца от одного индивида к другому все еще встречает мощное сопротивление. Как место всех эмоций, положительных и отрицательных, сердце является точкой соприкосновения ненависти или любви, зависти или сострадания, страха или мужества, глубочайшей печали или ярчайшей радости".


(Источник: The Book of Symbols: Reflections on Archetypal Images (Книга символов: размышления об архетипических образах).

542 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentários


bottom of page